Проведение анкетирования в Москве- отличный маркетинговый ход для будущей рекламной компании.

1. АНКЕТИРОВАНИЕ вы можете заказать в нашем рекламном агентстве Палитра Медиа Групп

Техника проведения анкетирования

Анкета — это структурированный набор вопросов для получения ответов от респондентов. Преимущественно анкета применяется для массовых опросов.

Анкетный опрос может быть осуществлен в двух формах:

• экспедиционный способ или устная форма, когда регистратор сам заполняет бланк со слов респондента;

• корреспондентский способ или письменная форма, когда бланк заполняет респондент. Недостаток этого более дешевого способа — значительное количество невозвращенных или неправильно заполненных анкет. Корреспондентский способ анкетирования применяется при панельном обследовании (см. Подразд. 11.4).

Анкета состоит из трех блоков:

1) введение или преамбула, где содержатся цель опроса, сведения о опрашивают, место и время (день и время) заполнение анкеты (маршрутный лист), инструкция по заполнению и возврата анкеты, гарантия анонимности ответов;

2) основная часть, включающая в себя перечень вопросов. Разновидности вопросов: вопрос по существу ( «рыба»), детектор, фильтрующие вопросы. Детектор содержит контрольные вопросы для проверки бдительности и открытости респондентов, для чего применяются дублирующие вопросы и вопросы с заранее известными, очевидными ответами. Фильтрующие вопросы имеют целью исключить опрошенных, которые не смогут дать компетентный ответ. Они призваны установить принадлежность респондента к любой конкретной аудитории. Например, если на вопрос о наличии у него конкретного товара респондент отвечает отрицательно, то вопрос об оценке свойств этого товара становятся лишними. Иными словами, вопрос-фильтр предназначен для выделения лиц, которым адресуются специальные вопросы;

3) реквизитный часть (паспортичка), которая содержит вопросы, отражающие социально-демографические характеристики респондента: имя, возраст, пол, социальная группа, характер труда, семейное положение.

Рекомендации по составлению анкеты

Выделяют два взаимодополняющих подхода к проектированию вопросников — туннельный (переход от общих вопросов к частным) и блочный (последовательное расположение вопросов но отдельным темам). Если за основу взять блочный подход, то внутри темы может быть применен туннельный подход.

В целом при составлении анкеты следует придерживаться следующих рекомендаций:

• первый вопрос должен заинтересовать респондентов;

• не рекомендуется начинать с трудных вопросов;

• изложение вопросов должно быть подчинено четкой логической и тематической последовательности;

• не ставить непонятных вопросов, на которые трудно ответить;

• использовать нейтральный язык — при описании продукта необходимо соблюдать принцип «не продавайте», согласно которому описание товара производится можно буднично;

• переход к новой теме следует начать с вводной фразы;

• вопросы, на которые респонденты не захотят отвечать, следует исключать или заменять на косвенные вопросы. Например, вместо вопроса о доходе можно задать вопрос о принадлежности респондента к социальной группе или о марке его автомобиля. Причина заключается в том, что некоторые респонденты избегают любых вопросов (квестофобия). Кстати, иногда не следует сообщать тему исследования, чтобы респондент был более откровенным;

• анкета должна иметь привлекательный вид и хорошо читается большой шрифт;

• чем меньше вопросов, тем больше шансов получить ответы;

• вопросы личного характера ( «как часто вы пьете пиво?») Размещать среди «невиновных»

2. Порядок проведения анкетирования

Подготовительные мероприятия:

• определение объема информации;

• предварительное исследование;

• разработка плана анкетирования.

Разработка проекта анкеты:

• развитие тест-вопрос;

• проведение тест-исследование.

• обоснование методов выбора опрашиваемых:

• сплошное или выборочное анкетирование;

• определение вида выборки.

Эффективность выбранного метода анкетирования зависит от наличия и уровня интенсивности обратной связи с опрашиваемым, а также от репрезентативности и плана выборки. Эти параметры определяют стоимостные и временные показатели расходов выборочного метода исследований. Опросы могут быть одноразовыми или повторяющимися.

Формы анкетирования

Метод интервью предполагает выяснение его необходимости, разработку плана проведения интервью, подготовку перечня вопросов, примеров; выбор тех людей, кого интервьюируют; планирование бюджета; проведение интервью; анализ результатов; подготовки отчета.

Метод наблюдения может проводиться с участием исследователя, без участия исследователя, методом моментных наблюдений (с помощью наблюдателя или аппарата) может быть полевое или лабораторное.

По сравнению с анкетированием наблюдения позволяет исследовать узкую область проблем маркетинга. Разновидностью метода наблюдения можно считать панельное исследование.

Панельное исследование — это анкетирование определенного, представительного круга лиц в течении длительного времени или в течении определенного времени по определенной теме. Панель — анкетирование, повторяющиеся; это вид непрерывной выборки. Она позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик. Метод используют при изучении отзывов потребителей за какой-либо период времени. На основе этого метода изучается тенденция изменения отзывов потребителей, их потребностей, привычек, вкусов и т.п.

К другим формам проведения исследования относятся эксперимент и имитация информационного продукта.

Эксперимент — это получение информации о взаимосвязи между зависимыми и независимыми переменными, например, между графиком рекламы и количеством клиентов, уровнем цен и объемам продаж и тому подобное. Объектами экспериментов могут быть рынки или их сегменты, товары, цены, процессы сбыта, реклама и др., А их место — как реальные условия, так и специальные лаборатории.

Имитация — это воспроизведение действия различных маркетинговых факторов с помощью экономико-математических моделей и ЭВМ. Именно имитация, несмотря на определенные сложности (потребность в высококвалифицированных специалистах, специальном оборудовании, программах) на бывает приоритетное значение в маркетинговых исследованиях.